Сен 12, 2013

Выбор бюджетных мониторов для домашней студии

Studio Monitors

На тему выбора студийных мониторов в моём блоге уже была заметка, в которой, на мой взгляд, всё разбиралось очень подробно и предметно. Однако, статистика поисковых запросов, по которым читатели приходят на этот сайт, говорит мне о том, что тема эта не достаточно раскрыта и требует некоторых объяснений и дополнений.

Во-первых: перед прочтением этой заметки я настоятельно рекомендую вам ознакомиться с предыдущей статьёй «Проект «Домашняя Студия» (часть 2 — контроль)». Возможно уже на этом этапе многие ваши вопросы отпадут сами собой, а на некоторые другие вы сможете ответить самостоятельно.

Во-вторых: поскольку в данной статье не будет никаких цифр, тестов и сравнений, а будут исключительно мои личные, субъективные мнения и выводы, я сразу же, забегая вперёд, резюмирую основную мысль всего текста: если вы хотите купить бюджетные, студийные мониторы начального уровня (тем более, если это вообще ваши первые студийные мониторы), берите любые! Ну а теперь, для тех, кто хочет услышать аргументы и причины подобного умозаключения, приглашаю под кат.

Студийные мониторы, как и микрофоны, вещи очень индивидуальные, к которым в большей степени применим термин «вкусовщина».  Вы не найдёте ни одной пары мониторов, звучание которых нравилось бы абсолютно всем без исключения. Всегда найдутся люди, для которых Genelec 1031 будут звучать просто отвратительно, а Axelvox PM-4 по истине великолепно. И тут нельзя сказать, что кто-то из них однозначно прав или однозначно неправ.

Безусловно, студийные мониторы (особенно если вы собираетесь использовать их для сведения), должны быть качественными. Здесь под словом «качество», я подразумеваю чисто технические характеристики: максимально линейную АЧХ, качественные комплектующие и сборку, возможности подстройки характера звучания с помощью фильтров и т.п. Безусловно, помещение, в котором вы собираетесь работать с этими мониторами так же должно быть хотя бы минимально подготовлено: минимизация резонансов, стоячих волн, ранних отражений, коррекция акустики с помощью диффузоров и т.п.

Home Recording Studio

Но, давайте отвлечёмся от теории и посмотрим на всё это дело с другой, практической стороны. Как правило, мониторы начального уровня приобретаются начинающими музыкантами, которые сами, на одном и том же оборудовании, в одном и том же помещении занимаются абсолютно всеми стадиями аудио-производства, начиная от аранжировки и заканчивая мастерингом (если этом можно так назвать, конечно).

И вот тут, первый вопрос, который начинает терзать эти юные умы: а дадут ли мониторы начального уровня то качество, которые будет принципиально выше мультимедийных колонок, на которых я сейчас работаю? То есть будет ли после покупки мониторов тот самый wow-эффект, чтобы сказать: это действительно круто?! Однозначный ответ на этот вопрос — да! Звук, который вы будете слышать определённо будет лучше, детальнее, стереопанорама отчетливее. Будет ли этот звук честным? — Сомневаюсь. Бюджетные модели мониторов, хоть и звучат намного лучше своих мультимедийных собратьев, но до действительной честности звука им далеко.

Однако, не стоит отчаиваться. Быть может я сейчас открою вам секрет, но, к звучанию абсолютно любых мониторов нужно очень и очень долго привыкать. Было бы большой ошибкой полагать, что если вы прямо сейчас приобретёте какие-нибудь старшие модели ADAM или Quested, ценой в несколько тысяч долларов за штуку, то уже завтра качество ваших миксов поднимется на совершенно другой уровень. Нет.

Мониторы — это инструмент. Как и с другими инструментами, с ними нужно уметь обращаться и досконально их знать. Вспомните, вы ведь не смогли нормально забить гвоздь, когда в детстве, впервые в жизни взяли в руки молоток. Да и сейчас, если вас поставить, скажем, у фрезерного станка, у вас вряд ли получится что-то хорошее. В музыке, как и в другом ремесле, всё точно так же. Приобретя новые мониторы вам придётся очень долго привыкать ко всем нюансам их звучания. Вы будете работать на них, слушать хорошо известную вам музыку, слушать новую музыку, сравнивать звучание этой музыки с тем, которое вы слышите в плеере, в телевизоре, на акустической системе вашего соседа или в вашем автомобиле. И вот тогда, когда вы привыкните к этому звучанию, вы сможете получить честный и красивый микс на ваших мониторах, какого бы уровня и ценового диапазона они ни были.

Я знаю достаточно много людей, которые однажды привыкнув к, мягко говоря, не самым лучшим акустическим системам, больше ни за что на свете не хотели их менять на что-либо другое, даже существенно лучше качеством. И эти люди создавали вполне себе успешную, коммерческую музыку. Я знаю некоторых людей, которые строили хорошие, качественные студии с бюджетом не в одну сотню тысяч долларов, а заказы на сведение потом выполняли дома, на каких-нибудь старых KRK или Alesis. Почему? Да потому что они привыкли как звучат именно эти мониторы, в именно этом помещении и там им было гораздо проще, комфортнее и быстрее сделать качественный звук, даже не смотря на сомнительное качество и комнаты и мониторов.

Сразу же хочу сделать оговорку, что я ни в коем случае не призываю вас сломя голову бежать в первый попавшийся музыкальный салон, покупать первые попавшиеся мониторы и ставить их в комнате абы как, в надежде на то, что вы к этому со временем привыкните и будете делать миксы не хуже, чем инженеры на Abbey Road. Это не так. К выбору мониторов, как и к выборы их месторасположения в комнате, да и к оформлению самой комнаты нужно подходить очень и очень серьёзно. Просто не нужно постоянно гнаться за недостижимым совершенством. Помните: лучшее враг хорошего! Иными словами, если у вас сейчас дома стоят Microlab SOLO2, и вы по каким-либо причинам не можете себе позволить взять пару ADAM A7, но можете взять KRK RP6, берите KRK! Другое дело, если вы выбираете мониторы для сведения, а не только для продакшена, и не можете себе позволить взять какую-либо модель с 8″ динамиком, то не нужно следуя этому же совету брать 4″ в надежде, что вы к ним привыкните и будете сводить хорошо. 4-х дюймов, даже при условии покупки отдельного саба в дальнейшем, вам попросту не хватит для полноценно сведения композиций.

В общем, всегда думайте головой, изучайте, выбирайте, сравнивайте, а только потом покупайте! И поменьше слушайте всевозможные отзывы в сети о нюансах звучания тех или иных бюджетных мониторов. Чудес не бывает, в большинстве своём, все они звучат практически одинаково. А если хочется действительно хорошего звука, то и сумму за это нужно будет выложить тоже хорошую. Кстати, отличные студийные мониторы по очень хорошим ценам вы всегда можете приобрести в магазине «Фонофактура».

Всего наилучшего!

WELCOME!

Sound Theory — сообщество музыкантов, звукорежиссёров, продюсеров, саунд дизайнеров и всех, кто любит не только слушать музыку, но и создавать её. Заходите, располагайтесь, читайте и комментируйте. Будет интересно!

Наша группа ВКонтакте: http://vk.com/sound_theory