Мар 20, 2013

Выбор аудио карты для домашней студии

Аудио карта для домашней студии

Так сложилось, что большинство поисковых запросов, по которым пользователи приходят на этот блог, так или иначе связаны с выбором аудио карты для домашней студии. Статистика посещений ясно говорит о том, что не смотря на огромное количество материалов на эту тему, она всё ещё остаётся актуальной для начинающих музыкантов. Кроме того, со времён написания моей предыдущей заметки прошло уже немало времени, и это хороший повод обновить информацию.

По своему опыту могу сказать, что подавляющее большинство тех, кто сталкивается с проблемой выбора первой (а может и не первой) аудио карты для своей домашней студии, как правило работают в жанрах рэп и хип-хоп, и аудио карта им нужна в первую очередь исключительно для записи вокала. Поэтому в основном я буду давать рекомендации исходя из их потребностей. Но, конечно же, не останутся в стороне и другие жанры, каждый из которых, без сомнения, требует отдельного подхода. В отличии от предыдущей заметки, немного изменим и общий формат обзора: теперь будем группировать выбираемые аудио карты по ценовому диапазону.

Итак, какие требования предъявляет музыкант к аудио карте? Во-первых, конечно, качество. Качество преобразования аналогового сигнала в цифровой и наоборот. Во-вторых: наличие фантомного питания для подключения конденсаторных микрофонов. В-третьих: удобство управления. В-четвёртых: адекватное соотношение цена/качество/возможности. Если вы выбираете аудио карту для записи композиций в стиле рэп и хип-хоп, то вам нужен один, максимум два канала. Переплачивать за дополнительные каналы просто не имеет смысла: вы никогда не будете ими пользоваться. То же самое касается и электронных музыкантов. А, вот, для акустической музыки, конечно, нужно будет сразу же определиться сколько каналов вам необходимо для одновременной записи, и только потом переходить к выбору. Ну, что ж, начнём.

3000 — 5000 руб.

Это — начальный ценовой диапазон. Покупать что-то ниже 3000 руб. я бы вам не рекомендовал. Сразу же исключите из рассматриваемых вариантов всевозможные Creative SoundBlaster, Terratec, и прочие Беринджеры UCA — не тот уровень. Эти карты скорее подойдут киноманам и любителям компьютерных игр. Нам нужно что-то более серьёзное.

ESI MAYA44

ESI MAYA44. От 3100 руб.

Самый бюджетный из всех бюджетных вариантов. Всерьёз рассматривать для покупки эту карту стоит только если вы очень стеснены в средствах. Она, на самом деле не далеко ушла от своих «гражданских» собратьев, и назвать её профессиональной картой для музыкантов можно с большой натяжкой и в первую очередь из-за дешёвых AD/DA конверторов Wolfson WM8776. Да, здесь есть 4 входа и выхода, да, здесь есть фантомное питание, да, здесь есть даже S/PDIF, и технические характеристики на бумаге выглядят вполне приемлемо. Но, на деле мы имеем карту самого начального уровня, с неудобными драйваерами (only XP), с которой у вас вряд ли получится нормально работать в системах Windows 7/8. Магазин | Яндекс Маркет

ESI Juli@

ESI Juli@. От 3900 руб.

Одна из самых популярных карт среди домашних музыкантов. В своей ценовой категории она демонстрирует замечательные показатели. Стоит так же отметить, что карта изначально ориентирована именно на музыкантов, а не на меломанов. Её АЦП (AKM AK5385A) чуть лучше, чем ЦАП (AKM AK4358), что однозначно говорит о том, что разработчики позиционировали её именно для home/project studio. Никаких проблем с драйверами, в отличии от предыдущей карты. Напротив, они у Juli@ очень удобные в использовании и информативные. Но, в бочке мёда, конечно, не обошлось без ложки дёгтя: в этой карте нет фантомного питания для конденсаторных микрофонов, поэтому напрямую их подключить не получится. Зато есть MIDI-порт. Магазин | Яндекс Маркет

5000 — 10000 руб.

Здесь уже становится интереснее: выбор существенно больше, появляются известные бренды, появляются удобные, внешние аудио карты.

Infrasonic Quartet

Infrasonic Quartet. От 5000 руб.

По сути, Infrasonic Quartet — это переосмысление идеи карты Audiotrak MAYA44, которая в своё время эволюционировала в ESI MAYA44. Здесь мы имеем 4×4 небалансные TRS разъёмы, один из которых предназначен для подключения микрофонов, он имеет фантомное питание и low cut фильтр на 75 Гц. Второй умеет работать в режиме гитарного входа. Но, конечно же, самые сильные стороны «квартета» — это преобразователи AKM AK4620B, на которых так же работают ECHO Audiofire 4 и RME Fireface 400. Карта очень интересная, она как минимум не хуже по качеству записи/воспроизведения, чем ESI Juli@, а наличие фантомного питания для микрофона, делает её более привлекательной для конечных пользователей. Магазин | Яндекс Маркет

E-MU 0404 USB

E-MU 0404 USB. От 5600 руб.

Первая внешняя аудио карта в нашем обзоре. Работает на топовых конверторах AKM AK4396. В этой карте уже есть профессиональные XLR-разъёмы, а в дополнение к фантомному питанию, появились полноценные микрофонные предусилители класса, А на каждый канал с усилением до +60 дБ. Если на покупку аудио карты у вас есть только 6000 руб., то можете смело брать E-MU 0404 USB, вы не останетесь разочарованы ни качеством, ни удобством управления, ни простотой настройки и подключения. Магазин | Яндекс Маркет

E-Mu 1212M PCIe

E-MU 1212M PCIe. От 6000 руб.

Это уже полноценно профессиональное устройство, разрабатывающееся именно для музыкантов, а не для меломанов. Об этом нам красноречиво говорит отсутствие поддержки стандартов DirectSound3D и EAX. Зато карта имеет 2 аналоговых входа, 2 выхода, S/PDIF, MIDI, фантомное питание и возможность подключения по ADAT, что может увеличить количество входов/выходов до 8 штук. Отдельно стоит отметить модель ЦАП, используемый в этом устройстве: Cyrrus Logic CS4398, тот же самый, что установлен в топовых Lynx Two и ProTools Digidesign HD 192 I/O. Карта хороша по качеству звучания. Если вас не смущает внутренний форм-фактор исполнения и отсутствие отдельного выхода на наушники, то это — ваш выбор. Магазин | Яндекс Маркет

Presonus Audio Box USB

Presonus Audio Box USB. От 8000 руб.

AudioBox — самый младший интерфейс в линейке компании Presonus. Однако, для нужд домашних музыкантов он предоставляет более чем достаточный набор функций и умений. На борту имеются два гибридных XLR/TRS входа для микрофонов/инструментов, со своими регуляторами. Микрофонные входы, естественно, с фантомным питанием, всё как полагается. Вход/выход MIDI, выход на наушники с отдельным регулятором. А так же, очень интересный регулятор Mix, который позволяет настроить баланс громкости между записываемым и воспроизводимым сигналом. Питается карта исключительно по шине USB. Из приятных «плюшек», которые ждут покупателя в коробке — фирменное ПО PreSonus ProPak, секвенсор Steinberg Cubase LE4, а так же плагины, барабанные лупы и семплы ударных от сторонних производителей. Магазин

M-Audio ProFire 610

M-Audio ProFire 610. От 9600 руб.

Интерфейс, который, оставаясь в этой же ценовой категории, уже выходит за рамки low-end. Здесь мы имеем 4 аналоговых входа, 8 выходов, по одному входу и выходу для MIDI и S/PDIF и целых два независимых выхода на наушники с раздельной регулировкой уровня сигнала. ProFire 610 — это не просто логичное развитие модели FireWire 410, это, скорее упрощённый вариант ProFire 2626 лишь с урезанным количеством каналов. Во всём остальном ProFire 610 показывает превосходное качество работы со звуком. Кроме того, стоит обратить внимание на очень удобные драйвера панели управления картой. Однако, имейте в виду: коль скоро эта карта работает по интерфейсу FireWire, не исключены возможные трудности с поиском подходящей модели контроллера. Сами M-AUDIO рекомендуют Texas Instruments. Магазин | Яндекс Маркет

10000 — 20000 руб.

Переходим к самому интересному. Именно в этой ценовой категории находятся те продукты, которые способны удовлетворить даже самый взыскательный вкус большинства домашних музыкантов и звукорежиссёров project-студий.

Focusrite Saffire PRO 14

Focusrite Saffire PRO 14. От 10500 руб.

С этого интерфейса начинается линейка FireWire аудио карт компании Focusrite. Из-за своих действительно очень малых задержек, карта удобна для инструментальщиков, а сочетание небольших размеров самой карты и достаточно большого числа каналов, делает её очень удобной для выездных сессий звукозаписи. Микрофонные предусилители Focusrite — одни из лучших встраиваемых в аудио карты, а поставляемый в комплекте Saffire MixControl, так же, один из лучших программных микшеров систем управления аудио интерфейсом. Он позволяет создавать до шести отдельных, внутренних миксов с очень низким уровнем задержки. А если принять во внимание тот факт, что в Saffire PRO 14 есть два виртуальных входа Loopback для маршрутизации цифрового звука между приложениями, то возможности по роутингу сигнала становятся просто запредельными для домашней студии. Естественно, тут есть и MIDI, и S/PDIF и всё те же, дополнительные «плюшки» в виде фирменных VST плагинов, синтезатора Novation Bass Station, ПО Abletone Live Lite и 1 Гб семплов от Loopmasters. Если вы готовы потратить на аудио карту 10,5 тыс. рублей — берите, не пожалеете. Магазин | Яндекс Маркет

TC Electronic Konnekt 6

TC Electronic Konnekt 6. От 11500 руб.

Относительно качества интерфейса Konnekt 6 можно сказать практически то же самое, что и про предыдущего кандидата Saffire PRO 14, но если тот был в большей степени ориентирован на выездные сессии и работы с записью нескольких инструментов, то Konnekt 6 — классический домашний вариант. Здесь всё сделано для того, чтобы пользоваться им было максимально удобно и приятно. Начнём с большой ручки регулировки громкости, она имеет подсветку, которая будет тем интенсивнее, чем выше вы выставите громкость уровня сигнала. Далее — многосегментные индикаоры уровня сигнала. В устройствах этой ценовой категории вообще достаточно редко встречаются подобные вещи, да ещё и такие информативные. Кроме того сами индикаторы ещё умеют работать в нескольких режимах отображения: input, pre и post. Выход на наушники регулируется отдельно, но если хотите в панели управления можно назначит его на основной регулятор громкости. Карта имеет один микрофонный вход с предусилителем и фантомным питанием, и один line/inst вход, выход на мониторы и выход на наушники. Из дополнительных «плюшек» — работающий в реальном времени ревербератор М40. Магазин | Яндекс Маркет

На этом, пожалуй, всё. Делать подробные обзоры карт в ценовой категории свыше 20000 руб., я не вижу смысла, потому что, во-первых: это уже не совсем для домашних и project-студий, а во-вторых: люди, покупающие аудио интерфейсы за 20к как правило знают что делают и в советах не нуждаются. И тем не менее, позволю себе лишь кратко описать эту ценовую категорию.

Если вам нужны минимум каналов и максимум качества, ваш выбор — RME Babyface или Apogee One/Duet. Если вам нужно больше двух каналов записи, присмотритесь к RME Fireface 400/800 или Presonus FireStudio Project/Tube. Ну, а если вы случайным образом оказались сыном русского олигарха или внуком американского банкира, то смело покупайте Prism Sound Orpheus или Metric Halo ULN-8 с качеством не прогадаете точно.

WELCOME!

Sound Theory — сообщество музыкантов, звукорежиссёров, продюсеров, саунд дизайнеров и всех, кто любит не только слушать музыку, но и создавать её. Заходите, располагайтесь, читайте и комментируйте. Будет интересно!

Наша группа ВКонтакте: http://vk.com/sound_theory