Май 16, 2012

Vintage Sound. Часть 5 Электронная лампа

Для многих музыкантов и звукорежиссёров именно ламповое оборудование ассоциируется с понятием «аналоговой теплоты». Однако, вполне возможно спроектировать и построить устройство, которое будет звучать настолько «тепло», насколько это нужно и на дискретных транзисторах, или интегральных микросхемах (яркий пример тому — консоли Neve, которые построены на полупроводниках). То есть само по себе лампа — совсем не залог того самого, винтажного, «теплого» звука.

При изготовлении звукового и музыкального оборудования могут использоваться самые различные виды электронных ламп, но самые распространённые – это триоды (ECC83/12AX7), лучевые тетроды (KT88/6550) и пентоды (ECL86). Триоды, как правило, применяются для усиления микрофонных и линейных сигналов, а лучевые тетроды и пентоды — в усилителях мощности. Хотя, любому из них можно поменять роль (всё зависит от схемотехнических решений). Здесь стоит обратить внимание на очень важную деталь: триоды зачастую используются в усилительных цепях с несимметричным выходом и производят довольно много чётных и нечётных гармонических искажений. А вот лучевые тетроды и пентоды обычно применяются в двухтактных усилителях мощности класса A и AB, у которых практически отсутствуют чётные гармонические искажения, но зато имеются нечётные. Это их принципиальные отличия.

Всё это в такой же самой степени относится и к полупроводниковым устройствам (биполярным и полевым транзисторам, или микросхемам). Ведь базовые топологии, используемые при проектировании ламповых или полупроводниковых приборов, не особо отличаются друг от друга – выбирая ту или иную базовую схему, вы получаете характерные для неё виды искажений. То есть сама топология сигнальных цепей намного сильнее влияет на количество и характер искажений, чем тип активного элемента, который фактически используется в ней. Например, в устройствах А-класса количество искажений падает с понижением уровня сигнала (независимо от того, на лампах или на транзисторах они работают). А вот в устройствах с топологией АВ-класса количество искажений более-менее постоянно при любом уровне сигнала. Как следствие, при малых уровнях сигнала эти искажения могут стать слышимыми.

Динамический диапазон электронной лампы достаточно линеен и очень широк, но слишком громкие сигналы могут выйти из этой линейной зоны, и попасть в ту область, где характеристика лампы плавно изгибается в насыщение (сатурацию). В конце концов, сигнал всё-таки дойдёт до клиппинга, но перед этим в него будут добавлены относительно мягкое низкоуровневое гармоническое искажение и музыкально «дружественная» интермодуляция разных спектральных компонентов. Гитарные усилители с успехом эксплуатируют этот нелинейный участок.

Сам по себе принцип работы электронных ламп очень прост: всё, что она делает – это передаёт поток электронов от катода к аноду. Для того, чтобы увеличить эмиссию (излучение) электронов с катода, последний обычно дополнительно подогревают. Если внутри катода располагают нить накала, то такие лампы называются лампами косвенного накала, а если используют в качестве катода саму нить накала, такие лампы называют лампами прямого накала. То, какой ток протекает между катодом и анодом, определяется напряжением, приложенным к одной или более сеткам. У триода имеется только три электрода: катод, управляющая сетка и анод. У тетрода имеется уже четыре электрода: катод, управляющая сетка, экранирующая сетка и анод. А пентод добавляет ещё один электрод, называемый антидинатронной сеткой.

Не смотря на всё кажущееся разнообразие, истинных «эмуляторов лампы» (а именно — ламповых предусилителей), на рынке не так уж и много. Тем не менее, радует, что среди этих немногих есть очень достойные экземпляры.

Tube Amp от Voxengo

Плагин очень хорошо знакомый по первым своим версиям, весьма преобразившийся со временем, один из самых популярных ламповых эмуляторов, с хорошим, качественным звуком.

TubeDriver от Nick Crow

Этот продукт, также, как и Voxengo — от российского разработчика. Плагин давно известный и «признанный» многими профессионалами в музыкальной сфере. Обладает богатым набором настроек.

Preamp Emulator от Musicrow

Имеет минимум необходимых регулировок, но, тем не менее, звучит просто превосходно.

WELCOME!

Sound Theory — сообщество музыкантов, звукорежиссёров, продюсеров, саунд дизайнеров и всех, кто любит не только слушать музыку, но и создавать её. Заходите, располагайтесь, читайте и комментируйте. Будет интересно!

Наша группа ВКонтакте: http://vk.com/sound_theory