Май 10, 2012

Vintage Sound. Часть 4 Магнитная лента (практика)

В предыдущей статье, посвящённой магнитной звукозаписи, мы совершили небольшой экскурс в историю, и познакомились с теоретическими основами этого метода звукозаписи и звуковоспроизведения. В этой части мы, руководствуясь полученной теорией, детально рассмотрим наиболее интересные из существующих на сегодняшний день, софтовых эмуляторов магнитной ленты (Tape Emulators). Некоторые из них призваны полностью воспроизвести в софте тот или иной записывающий магнитофон (Studer, Akai или Ampex), другие направлены на то, чтобы повторить лишь отдельный эффект искажения, возникающий при магнитной записи звука (детонацию или сатурацию ленты).

На рынке существует огромное множество и тех и других типов плагинов, самых разных классов и уровней, начиная от бесплатных «поделок», сделанных в домашних условиях энтузиастами-любителями, заканчивая серьёзными (и, естественно, очень дорогими) коммерческими продуктами, созданными специалистами в крупных компаниях. Кроме того, плагины эти существуют в различных форматах, для разных систем и рабочих станций. По причине довольно слабой доступности некоторых из них, в данной статье я буду говорить лишь о тех продуктах, с которыми мне доводилось работать лично.

E-TubeTapeWarmer входящий в пакет Essential Studio Suite от компании Nomad Factory

Это не специализированный Tape-эмулятор, скорее функция эмуляции магнитной ленты здесь присутствует как опция в дополнение к «первостепенной» Tube Emulation. из доступных настроек здесь — только выбор скорости движения ленты (15 или 30 ips), который влияет на высокочастотные составляющие обрабатываемого сигнала, да и, пожалуй, всё.

ExTreme Punch от фирмы RSO

Весьма неоднозначный плагин, в силу специфического влияния на звук. Помимо «привычного» вмешательства в частотный спектр и «срезания» высоких частот, ExTreme Punch довольно сильно влияет и на динамический диапазон, приближая его по звучанию к ленте. Но, то ли «приближает» он звук не к самым лучшим образцам винтажного саунда, то ли просто разработчики откровенно схалтурили с алгоритмами, то ли что-то ещё, в общем плагин этот выдаёт не совсем тот звук, который мы представляем себе, когда говорим о «тёплом» звучании ленты. Безусловно, для каких-то отдельных эффектов в качестве «ухудшайзера» его вполне можно использовать, но, как штатный Tape Saturator — нет.

FerricTDS производства Variety Of Sound

Один из самых популярных плагинов класса Tape Saturtor. Это, конечно же, не полная эмуляция магнитной ленты, а лишь имитация эффекта насыщения плёнки, но выполненная на очень высоком уровне. FerricTDS позволяет регулировать эффекты компрессии и сатурации, устанавливать ограничение пиков и сайд-чейн фильтр. Искажения, который этот плагин вносит в звук, действительно приятны на слух, его работа даже на экстремальных настройках не отличается очень большой силой воздействия на исходный сигнал. Отчасти и по этому тоже, следует соблюдать осторожность в работе с ним, так как велика вероятность «пережать» звук. Ну и, конечно же, немаловажный факт — этот плагин абсолютно бесплатный.

Magnetic II от компании Nomad Factory

В отличии от рассмотренного выше E-TubeTape Warmer, Magnetic — полноценный Tape Simulator. Тут вам и раздельная настройка баланса низких и высоких частот, и регулировка скорости движение ленты с выбором аж из шести возможных вариантов, и настройка уровней сатурации и «окрашивания» звука. Кроме того, во второй версии плагина появилась возможность выбора эмуляции одного из девяти реальных Reel-to-Reel магнитофонов, среди которых есть и Studer, и Ampex, и Tascam и другие. При вполне адекватной цене в $129, Magnetic демонстрирует весьма не дюжие способности в эмуляции звука магнитной плёнки, и деньги свои, конечно же оправдывает. Из минусов можно отметить относительно высокую нагрузку на ЦП, относительно потому как в сравнении с MPX, например, Magnetic кажется не таким уж и прожорливым.

MPX Master Tape от Waves

Не погрешу против истину, если скажу, что MPX — лидер рынка софтовых эмуляторов магнитной ленты (если говорить исключительно о VST). Разработанный компанией Waves — одной из лидирующих в своей отрасли компаний, он ещё до выхода в свет, позиционировался, как лидирующий игрок, и все ожидания он оправдал в полной мере. MPX разрабатывался на основе аппаратов Ampex 350/351 ¼». Плагин позволяет регулировать практически все наиболее важные при магнитной записи параметры, как то: скорость движения ленты, детонация, сатурация, шум, имеется LowPass фильтр, а так же stereo- и momo мониторинг. Если не брать в расчёт цену ($200) и весьма ощутимую нагрузку на ЦП, MPX Master Tape — лучший из всех Tape Simulators, которые мне доводилось использовать.

TB ReelBus производства фирмы ToneBoosters

Если коротко: почти такой же продвинутый, как Magnetic, только без лицензий на реальные Reel-to-Reel машины, почти такой же прожорливый, как Magnetic, такой же качественный, с очень хорошим звуком, приятными «нелинейными» искажениями, только стоит в 10 раз меньше (€10). На роль штатного Tape Simulator подходит 100%.

VTM-M2Vintage Tape Machine от компании CDSoundMaster

Простейший Tape Simulator всего с тремя регулировками: уровнями входного и выходного сигнала и переключателем «low» and «high», и непомерно завышенной ценой ($179). Не смотря на всю «простоту», скудность настроек и довольно умеренную нагрузку на ЦП, плагин демонстрирует весьма недурственный звук, который может позволить ему конкурировать на рынке с другими продуктами этой категории. Плагин лучше всего подходит для Buss шин, ибо использовать его на каждой дорожке не позволят его аппетиты к системным ресурсам, а на мастере от него толку мало. Зато на отдельных треках, которым требуется небольшая сатурация и дополнительные гармоники, а так же на Buss шинах, в качестве «связывающего клея», он весьма и весьма хорош. Если бы не цена,VTM-M2 пользовался бы гораздо большим спросом.

Ну и отдельно, уже не в рамках обзора, хочется упомянуть ещё один продукт фирмы CDSoundMaster — это пакет плагинов R2R Audio Plug-In. Самому мне с ними работать, пока что, не доводилось, но в среде Pro Sound сообщества они получили довольно лестные отзывы, даже не смотря на такую же, непомерно завышенную цену ($149).

WELCOME!

Sound Theory — сообщество музыкантов, звукорежиссёров, продюсеров, саунд дизайнеров и всех, кто любит не только слушать музыку, но и создавать её. Заходите, располагайтесь, читайте и комментируйте. Будет интересно!

Наша группа ВКонтакте: http://vk.com/sound_theory