Июл 23, 2012

Variety Of Sound, Boot EQ mk II. Красивый, бесплатный винтаж

Boot EQ mk II

Плагины фирмы Variety Of Sound (VOS) уже давно снискали себе добрую славу среди звукорежиссёров и продюсеров по всему миру. Даже несмотря на то, что у многих сложилось довольно предвзятое отношение к бесплатным продуктам (и, нужно сказать, не безосновательное), VOS стоят как бы особняком среди своих «free» конкурентов, и несут в себе некую «элитарную» нотку.

Так уж сложилось, что я и сам, уже достаточно давно испытываю к плагинам Variety Of Sound очень трепетные чувства. Поэтому, в этой и нескольких последующих статьях, я хотел бы сделать небольшие обзоры этих плагинов с целью просто познакомить с ними как можно большее число заинтересованных людей.

Героем первого обзора станет Boot EQ mk II — «музыкальный» эквалайзер с секцией предусиления.

Интерфейс

Встречают, как известно, по одёжке. Вот уж тут плагинам Variety Of Sound среди бесплатных аналогов равных, я думаю, нет. Интерфейс всех продуктов VOS выполнен очень качественно, с проработкой всех мельчайших деталей. Общий стиль моделей — старые, винтажные приборы: здесь вам и реалистичные ручки, и «подсвечиваемые» VU-метры, и даже загорающиеся пропорционально степени усиления лампы. В общем, как говорится: можно бы ещё лучше, да уже некуда. За красивый, удобный и интуитивно понятный интерфейс, я ставлю этому плагину 10 баллов из 10.

Техническая часть

С первого взгляда

  • Четыре полностью независимых параметрических полосы.
  • Специальные «музыкальные» кривые эквалайзера и фазовые характеристики.
  • Способность воспроизводить несколько «классических» кривых эквалайзера и характеров поведения.
  • Тонко настраивыемый автоматический Q-фактор и универсальное перекрытие частотных диапазонов.
  • Минимальные искажения кривой деформации вблизи максимальной частоты.
  • Детализированная модель эмуляции секции предусилителя.
  • Тонкие и красивые настройки звуковой окраски.

Спецификация

  • Полная совместимость с PC/VST
  • Звуковой движок, оптимизированный с помощью SSE и Ассемблера.
  • Самая современная цифровая обработка сигнала.
  • Низкая загрузка на процессор и минимальная задержка.
  • «Музыкальные» кривые эквалайзера и фазовые характеристики.
  • Моделирование секции предусиления.

Сверху вниз секция эквалайзера идёт от высоких частот к низким. Самые верхние регуляторы (красные) HF — высокие частоты в районе 10 кГц. Регулятор HF отвечает непосредственно за степень их усиления в диапазоне от -12 до +12 дБ, а регулятор Q — за ширину полосы пропускания. Чем больше значение этого регулятора (по часовой стрелке), тем уже полоса пропускания и тем более свистящим будет звук. Чем меньше его значение (против часовой стрелки), тем шире полоса пропускания и тем больше перекрытие с предыдущей полосой верхней середины.

Далее — оранжевая секция нижней середины. Регулятор HMF так же отвечает за усиление/ослабление полосы частот в диапазоне от -12 до +12 дБ. Регулятор FRQ позволяет выбрать частоту в диапазоне от 800 Гц до 8,9 кГц. Ширина полосы пропускания в этой секции, к сожалению, не регулируется.

«Красная зона» — средняя полоса частот. MF — усиление/ослабление, FRQ — выбор частоты в диапазоне от 100 Гц до 1,5 кГц.  Кроме того, в этой секции присутствует двухдиапазонный тумблер переключения ширины полосы пропускания.

Самая нижняя секция (синяя) — низкие частоты, снова регуляторы усиления/ослабления (LF) и выбор частоты (FRQ) в диапазоне от 40 до 250 Гц. Дополнительный тумблер в этой секции переключает её из режима пикового фильтра в режим фильтра низких частот. В таком режиме регулятор LF перестаёт работать, а FRQ отвечает за частоту среза фильтра.

Тумблер ON/OFF, я думаю, в дополнительных пояснениях не нуждается.

Ещё один немаловажный момент: все регуляторы плагина, несмотря на фиксированные разметки двигаются плавно, а не от метки к метке. То есть позволяют выбрать любые значения громкости и частоты в установленных диапазонах.

Правая часть плагина — секция предусиления. Подлинные её украшения — это, конечно же, превосходно отрисованные VU-метр и лампа (о ней чуть позже).

Итак, регулятор DRV (по всей видимости сокращение от Drive) отвечает сразу за входной уровень сигнала, его усиление и степень «насыщенности». Именно эта степень «насыщенности» очень наглядно показана анимацией той самой лампы (чем больше выкручивать регулятор в плюс, тем ярче будет гореть лампа).

Тумблер TUBE ON/OFF добавляет специфические «лампово-аналоговые» гармоники в звук. Переключатель VINTAGE/MODERN позволяет выбирать между винтажным и современным звучанием.

Регулятор LF в правой секции управляет низкочастотными гармониками, давая возможность устанавливать силу их влияния на частотно-фазовые изменения в усилителе.

Ручка OUT, логично, является регулятором уровня выходного сигнала.

Тумблер ON/OFF, по аналогии с секцией эквалайзера, включает и выключает предусилитель.

Впечатления

Покончив с техническими характеристиками и описанием, хотелось бы поделиться личными впечатлениями от работы с этим эквалайзером. Начну, пожалуй, с того, что мне, не то чтобы не понравилось, но, скорее, вызвало недоумение.

Во-первых: не совсем доработанная, на мой взгляд, секция эквалайзера: нет выбора центральной частоты в секции высоких частот (она жёстко фиксирована в районе 10 кГц). А если я хочу усилить, например, не 10, а 12 или 16 кГц, чтобы дать больше «воздуха» инструменту?

Во-вторых: почему не сделали, если уж не полноценный регулятор выбора ширины полосы пропускания в секции верхней середины, то хотя бы такой же тумблер, как в секции средних частот? Иногда он бывает действительно очень нужен.

В-третьих, и это самое главное, имейте в виду: если вы отключаете секцию предусиления (а её рекомендуется всегда отключать, если она не нужна, потому как это существенно влияет на потребление ресурсов ЦП), то регулятор OUT тоже перестаёт работать. То есть: все те изменения уровня, которые вы внесёте в сигнал с помощью секции эквалайзера вам нужно будет потом компенсировать отдельным прибором, идущим в цепочке после Boot EQ mk II. Либо всегда держать включённой секцию предусиления и смириться с завышенными аппетитами плагина.

Теперь о приятном. Плагин действительно «музыкальный», особенно секция эквалайзера. Все искажения, неизменно возникающие в процессе регулировки частотной характеристики, очень «мягкие» и приятны на слух. Для большинства «повседневных» задач, имеющихся регулировок (даже несмотря на предыдущие пункты), вполне хватает, никакого дискомфорта не ощущается.

Если не включать секцию усилителя, плагин и правда очень бережно относится к ресурсам процессора (чего нельзя было сказать о его ранних версиях). Но сама по себе секция усиления в полной мере оправдывает свои «аппетиты» действительно классным звуком, который она выдаёт! Регулировка DRV крайне бережно относится к исходному сигналу, даже если выкрутить её на максимум, никакого дикого овердрайва вы не услышите! Лампа действительно похожа на лампу, а VINTAGE и MODERN это совершенно разные режимы, всё как и должно быть!

С учётом всех плюсов и минусов я могу оценить этот плагин в 9 из 10.

WELCOME!

Sound Theory — сообщество музыкантов, звукорежиссёров, продюсеров, саунд дизайнеров и всех, кто любит не только слушать музыку, но и создавать её. Заходите, располагайтесь, читайте и комментируйте. Будет интересно!

Наша группа ВКонтакте: http://vk.com/sound_theory