Авг 16, 2011

Управляем оркестром

Когда звукоинженер впервые сталкивается с работой над записью оркестра, на его пути встаёт целый ряд всевозможных препятствий, полностью преодолеть которые поможет только многолетний опыт в подобной работе. Но, что делать, если работу нужно сделать уже сейчас, а практического опыта нет? Ниже я приведу несколько основных, фундаментальных правил, соблюдение которых поможет добиться существенно лучшего результата и поможет понять основные принципы работы с оркестровой и симфонической музыкой. Сразу же оговорюсь: здесь мы не будем рассматривать процесс записи подобной музыки. Потому как запись симфонического оркестра — невероятно сложное мероприятие и в мире не так уж много людей, которые бы действительно смогли это сделать на профессиональном уровне. Для этого требуется огромный опыт, колоссальная база знаний и несомненный талант. Здесь же мы рассмотрим некоторые вопросы, касающиеся сведения уже записанного материала.

Первое, и самое главное — это настройка панорамы. Тут первоочередная задача — добиться слитного звучания всех групп в составе оркестра, при этом не превратив всё в неразборчивую кашу. В симфоническом оркестре существует 4 пояса инструментов:

  1. Струнные
  2. Деревянные духовые
  3. Медные духовые
  4. Перкуссия

Именно в таком порядке они располагаются в направлении от слушателя. Так же существует несколько схем рассадки оркестров, они зависят и от состава, и от дирижёра, и от зала. Вот примерные схемы рассадки современного симфонического оркестра:

Панорама — очень важный аспект сложной оркестровой записи. Деревянные духовые должны хорошо прослушиваться по центру, тарелки с небольшим хвостом, не должны быть размазаны по всей панораме, они должны быть хорошо локализованы справа или слева. Хорошо, когда перкуссия дублируется в крайних положениях панорамы, то есть часть её звучит справа, часть слева, это создаёт интересный эффект.

Хорошо выстроенное стереополе в трёх измерениях — очень важно. Не забываем, что для того, чтобы отдалить инструменты мы используем уменьшение общего уровня громкости и лёгкий срез высоких частот.

Второе — уровни. Классическая музыка — это музыка с очень большим динамическим диапазоном, то есть с очень большой разницей между самыми тихими и самыми громкими звуками. Тут не получится всё расплющить компрессорами и лимитёрами, задрав RMS. 4 пояса оркестровых инструментов потому и находятся в такой последовательности, что каждый следующий пояс — громче предыдущего, и, соответственно, дальше расположен от слушателя.

WELCOME!

Sound Theory — сообщество музыкантов, звукорежиссёров, продюсеров, саунд дизайнеров и всех, кто любит не только слушать музыку, но и создавать её. Заходите, располагайтесь, читайте и комментируйте. Будет интересно!

Наша группа ВКонтакте: http://vk.com/sound_theory