Май 29, 2010

Технология mid/side обработки звука

Pics.kz

Mid/Side обработка — относительно новая тенденция в работе со звуком. По-сути, это — лишь ещё одно представление stereo-сигнала, но, несколько иным способом. При обычном stereo — сигнал делится на левый и правый канал, при кодировании в m/s — происходит деление на сумму левого и правого канала (mid) и их разность (side). Проще говоря: mid — это вся mono-составляющая сигнала, а side — это только stereo.

Раздельная обработка mid и side сигналов даёт очень интересные результаты. И хотя эта технология особо прочно обосновалась в области мастеринга, никто не запрещает воспользоваться ею и на этапе сведения, добавив полноты и глубины вокалу или отдельным гармоническим инструментам.

Для примера я взял короткий отрывок некой аудио-композиции и загрузил его в DAW.

Pics.kz


оригинальный сэмпл

Затем я создал два stereo group-трека и поставил в инсерт каждого из них плагин Voxengo MSED в режиме Encode. После чего в плагине на треке mid я убрал в -∞ регулятор side, ну, а на треке side, соответственно — регулятор mid.

Pics.kz

Следующий шаг — настройка роутинга. С помощью регуляторов send я послал сигнал аудио-сэмпла на каналы mid и side, а сам основной канал переключил в режим No Bus. Затем в инсерт мастер-шины (в нашем случае — это канал Stereo Out) я вновь добавил плагин Voxengo MSED, но уже в режиме Decode.

Pics.kz
Pics.kz

В результате всех вышеперечисленных манипуляций у нас получает такая схема роутинга сигнала, при которой он не идёт на мастер-шину напрямую, а проходит через каналы mid и side, на которых, в свою очередь, кодируется в соответствующие потоки, ну, а на канале Stereo Out эти потоки, с помощью декодера, вновь собираются в обычное стерео. Вот как это звучит:


только mid-составляющая

только side-состовляющая

Теперь переходим непосредственно к обработке нашего сэмпла. Для начала я добавил FX трек с ревербератором WizooVerb W2, это конволюционный ревербератор, использующий импульсы реальных помещений или приборов. На мой взгляд — именно этот плагин способен обеспечить достаточный объём в возвращаемом сигнале.

Pics.kz
Pics.kz

C помощью регулятора send, я добавил ревербератор к каналу side т. е. к стерео-составляющей, для того, чтобы увеличить субъективный «объём» микса. Добавлять можно довольно много реверберации, регулируйте громкость в посыле на слух, однако, так же не забывайте следить за коррелометром? не допуская смещения сигнала в противофазу.

Пространственное ощущение микса было значительно улучшено, но мне этого показалось недостаточно и я решил добавить ещё один FX канал со stereo-задержкой delay. А, чтобы ранние отражения не превращали основной сигнал в «кашу», я добавил в инсерт этого канала компрессор с экстремальными настройками Threshold и Ratio.

Pics.kz

В результате всех манипуляций, наш оригинальный микс стал звучать намного шире и объёмнее, а едва слышная задержка сделала звук гораздо интереснее, добавив в него некое разнообразие.

Pics.kz


итоговый результат

В заключении хочу добавить, что управлением «объёмом» регулировка mid/side не исчерпывается. Каналы можно эквализировать и компрессировать на свой вкус, с одинаковыми или различными настройками приборов, добиваясь поставленных задач и каких-то художественных решений.

WELCOME!

Sound Theory — сообщество музыкантов, звукорежиссёров, продюсеров, саунд дизайнеров и всех, кто любит не только слушать музыку, но и создавать её. Заходите, располагайтесь, читайте и комментируйте. Будет интересно!

Наша группа ВКонтакте: http://vk.com/sound_theory