Мар 15, 2011

Реверберация. Типы ревербераторов

Создание глубины и качественного стерео поля в миксе — крайне деликатная и трудоёмкая задача. Чтобы создать у слушателя иллюзию пространства микс инженеры используют огромное множество инструментов, техник и приёмов. Бесспорно, основной и главный из этих инструментов — реверберация.

Реверберация — это отражение звука от различных предметов, которые его окружают (стены, пол, потолок, окна, книжные полки, деревья, дома и даже люди). Любой звук, который мы слышим в жизни, является не чистым сигналом, а содержит в себе ещё и свои отражения от всевозможных поверхностей.

Именно поэтому микс, в котором полностью отсутствует реверберация, будет восприниматься слушателем, как «пустой», «безжизненный», «микс, в котором чего-то не хватает». В то же время, микс, в котором слишком много реверберации, будет звучать слишком «грязно», «мутно», «как одна сплошная каша».

Основные типы ревербераторов и их главные отличительные черты:

1. Chamber (Эхо-камера)

Это были самые первые из искусственных ревербераторов. Суть этого типа реверберации заключается в следующем: в некое помещение с разных его концов устанавливаются громкоговоритель и микрофоны. На громкоговоритель подавался прямой сигнал, а с микрофонов снимался обработанный и подмешивался к прямому.

2. Spring (Пружинный ревербератор)

Принципом действия напоминает chamber, только с одного конца установлен электромеханический преобразователь, с другого — механоэлектрический, а среда распространения колебаний — пружина, вместо воздуха. Этот тип реверберации часто используется в гитарных усилителях.

3. Plate (Листовой ревербератор)

Листовой ревербератор (plate) имитирует резонансы металлических пластин. Более правдоподобен, чем spring. Хорошо справляется с отдельными звуками, но при подаче сложного сигнала (нескольких различных треков одновременно) будут заметны большие искажения.

4. Digital (Цифровой ревербератор)

Основан на многократных линиях задержки основного сигнала с внесением изменений в уровни и скорость повторов. По-сути — преобразованный и специальным образом настроенный делэй (delay).

5. Room/Hall (Комната/зал)

Имитация естественной реверберации того или иного помещения. Комната (room) — это наиболее привычное для человеческого уха помещение, то есть то, в котором среднестатистический человек проводит большую часть своего времени. Комнаты могут быть маленькими, средними и большими. В основном используются для того, чтобы придать звуку больше глубины и пространства. Зал (hall) — привычный для всех музыкантов зал для выступлений. Этот ревербератор часто используют на группах инструментов, чтобы субъективно объединить их, поместив в общее пространство, или даже на целом миксе, если стоит художественная задача сделать имитацию живого выступления (live). Так же, очень часто hall используют на вокальных треках.

6. Convolution (Конволюционный ревербератор)

Его так же называют свёрточным и импульсным ревербератором. В нём используются импульсные отклики различных помещений или приборов обработки (других ревербераторов), полностью повторяющие распространение колебаний в оригинале.

WELCOME!

Sound Theory — сообщество музыкантов, звукорежиссёров, продюсеров, саунд дизайнеров и всех, кто любит не только слушать музыку, но и создавать её. Заходите, располагайтесь, читайте и комментируйте. Будет интересно!

Наша группа ВКонтакте: http://vk.com/sound_theory