Апр 9, 2011

Проект «Домашняя Студия» (часть 8 — акустика на практике)

Проект «Домашняя Студия» — это небольшой цикл заметок о том, как в домашних условиях добиться максимально возможного качества звучания материала, при этом — по возможности свести к минимуму затраты. Да, на эту тему было написано немало статей, поломано немало копий, но, не смотря на это, на музыкальных форумах постоянно продолжают появляться топики от начинающих музыкантов, с просьбами посоветовать то или иное решение для домашней записи. А значит — тема остаётся актуальной и, по-видимому, ещё недостаточно раскрытой.

В тонкостях акустики и звукоизоляции, я, конечно, не дипломированный специалист, а поэтому — никаких претензий на абсолютную точность суждений, просто советы бывалого музыканта и звукорежиссёра о том, как улучшить акустику обычного жилого помещения (со всеми его вытекающими — другие жильцы, семья, дети, соседи и т. д. и т. п.).

Естественно, если хотите, чтобы и соседи не вызывали по каждому поводу милицию из-за громкой музыки от вас, и, чтобы вам соседи не мешали своим шумом (например при записи вокала), я рекомендую только одно — гипсокартонные конструкции и минеральная вата. ROCKWOOL АКУСТИК БАТТС — пожалуй, самый распространённый материал для этого. Выносной профильный или деревянный каркас, в него укладываются плиты минваты, сверху гипсокартон, и все щели наглухо замазать герметиком, лучше, конечно, тоже специальным. Это самая простая, но тем не менее, действенная схема. На gearslutz есть специальный раздел, где описываются истории строительства студий. Если знаете английский — это просто кладезь полезной информации, если же нет — о многих моментах можно догадаться просто по фотографиям. В частности укладка минваты весьма наглядно показана здесь, здесь и здесь. Брикет Роквула с плитами на 6 м² толщиной 50 мм и плотностью 40 кг/м³ обойдётся примерно в $20–25.

Укладка минерально ваты. Сверху будет слой гипсокартона, затем, возможно, ППГЗ и мапписил. Вакальные кабины всегда делаются «мёртвыми» — максимально заглушенными без всяких отражений.

Следующий этап после звукоизоляции — акустическое оформление. Именно акустическое оформление позволяет избавиться от эха, гудения, ненужных резонансов и т. п. Здесь открывается настоящий простор для творчества. Материалов, конструкций и решений для акустического оформления помещений под самые разные нужны существует великое множество. Мы же сейчас, поскольку ведём речь конкретно о домашних студиях, будем рассматривать только оформление контрольных комнат.

Для создания наиболее благоприятных акустических условий в комнате, для начала следует избавиться от отражающих поверхностей: окна, стеклянные витражи, шкафы, полированная мебель. Мебель можно просто вынести, окна — завесить плотными шторами. Цель — минимизировать отражения звука, а следовательно — убрать эхо из комнаты. Звук должен поглощаться и рассеиваться. Однако, не стоит забывать, что комната без отражений — «мёртвая» комната, работать в таких условиях тоже невозможно. Соответственно, акустические панели и материалы должны применяться точечно, а не по всей поверхности стен, пола и потолка.

Комбинированные акустические панели и басовые ловушки в углах.

Для поглощения звуковых волн широкого спектра частот хорошо подходят акустические панели Vicoustic, перфорированные гипсовые плиты (ППГЗ), панели Ecophon. Их можно применять как по-отдельности, так и комбинировать между собой. Например: можно полностью обшить стену ППГЗ, а сверху повесить несколько акустических панелей или диффузоров. Подобное решение существенно улучшит акустику вашей комнаты.

Очень большое внимание следует уделить тыльной стене, то есть той, на которую смотрят мониторы. Там лучше повесить несколько диффузоров шредера, а между ними — акустические и ауралексовые панели. Если фазоинвертор мониторов находится сзади — такое же внимание нужно уделить и передней стене. На ней будут уместны панели ауралекса или мапписила (как-раз за мониторами) и перфорированные из MDF, чтобы погасить лишнюю звуковую энергию.

В углах — басовые ловушки, на стенах ауралексовые панели, на тыльной стене — диффузор.

Обязательны басовые ловушки в углах комнат. Если и не по всей высоте, то хотя бы на уровне мониторов. Специальные ауралексовые панели вполне подойдут на эту роль, хотя, из минеральной ваты ловушки более эффективны (их можно сделать и самому из плит Роквула, деревянного каркаса, нетканого полотна и какой-нибудь акустически прозрачной ткани).

Профессиональный акустический дизайн. Никаких прямых углов, потолок не параллелен полу, на стенах деревянные панели для рассеивания звука, сами стены тоже из акустических материалов, на тыльной стене — большой диффузор.

WELCOME!

Sound Theory — сообщество музыкантов, звукорежиссёров, продюсеров, саунд дизайнеров и всех, кто любит не только слушать музыку, но и создавать её. Заходите, располагайтесь, читайте и комментируйте. Будет интересно!

Наша группа ВКонтакте: http://vk.com/sound_theory