Апр 7, 2011

Проект «Домашняя Студия» (часть 7 — акустика помещений)

акустика домашней студии звукозаписи

Проект «Домашняя Студия» — это небольшой цикл заметок о том, как в домашних условиях добиться максимально возможного качества звучания материала, при этом — по возможности свести к минимуму затраты. Да, на эту тему было написано немало статей, поломано немало копий, но, не смотря на это, на музыкальных форумах постоянно продолжают появляться топики от начинающих музыкантов, с просьбами посоветовать то или иное решение для домашней записи. А значит — тема остаётся актуальной и, по-видимому, ещё недостаточно раскрытой.

Помещению, как составной части любой (даже домашней) музыкальной студии, была посвящена первая запись из этой серии. Со времени её опубликования мною было получено очень много самых разнообразных комментариев по этому поводу. В следствии чего я и решил написать отдельную статью, в которой максимально сжато и доступно постараюсь рассказать о том, какую вообще роль в процессе звукозаписи играет помещение, и как нужно его готовить к тем или иным задачам.

Как акустика помещения влияет на запись инструментов и вокала, я думаю, всем и так понятно, здесь дополнительные объяснения не нужны. Однако, многие музыканты, занимающиеся созданием электронной музыки мне говорили: «Ну нам-то это зачем? Для нас главное — хорошая аппаратура, на которой мы и будем делать свой саунд…». Утверждение это остаётся верным до того самого момента, пока целевой аудиторией этих музыкантов остаются их друзья и знакомые.

Как только творчество начинает переходить на следующий уровень, вот тут-то и начинаются проблемы: музыку отправляют на один лейбл, другой, третий, все они в лучшем случае — вежливо отказывают, в худшем — просто молчат. Знакомая ситуация? А всё почему? — Потому что не следует забывать о том, что помещение влияет не только на записываемый сигнал, но и на тот, который вы слышите.

Идеальных, с точки зрения акустики, помещений в природе не бывает. Любое помещение вносит свои коррективы в тот звук, который в нём находится. Самые распространённые проблемы, которые мы можем получить в плохом помещении — это «гул» от низких до средних частот. 50–120 Гц, 200–350 Гц, 800–1000 Гц — это самые «проблемные» частоты, которые очень сложно заставить звучать правильно.

Элементы цилиндрической формы на стенах — отнюдь не дизайнерский изыск, они выполняют вполне конкретную и очень важную функцию — рассеивают звук на определённых частотах.

Чем это грозит на практике? В зависимости от условий вашего помещения, в миксах у вас будет либо слишком мало баса, и они будут буквально «рассыпаться» без хорошей низкочастотной основы, либо наоборот — слишком много, и тогда бас будет откровенно «гудеть», напрочь забивая все остальные инструменты. Заметьте, что на своей акустике, в своём помещении, вы никогда этого не заметите. Вы будете создавать миксы в полной уверенности, что с балансом у вас всё в порядке, а лейблы будут и дальше выбрасывать все ваши demo в корзину.

А как же наушники? — Спросите вы, — Ведь в них можно исключить влияние помещения на сигнал. Да, действительно, это так. Однако, «исключить влияние помещения» и «услышать правильный баланс» — это совершенно разные понятия, которые ни в коем случае не следует путать. Наушники могут помочь вам разобрать какие-то отдельные нюансы звука, но полностью выполнять в них сведение не рекомендуется по многим причинам. Главные из них — во-первых: в наушниках вы практически 100% промахнётесь с басом, то есть сделаете его больше, чем нужно, а во-вторых: постоянное сведение в наушниках не самым лучшим образом отразится на вашем слухе — основном рабочем инструменте.

Обратите внимание на геометрию стен. В контрольных комнатах стены редко делают параллельными — всё для обеспечения наилучшей акустики.

Если цель всех ваших занятий музыкой — исключительно хобби, чтобы продемонстрировать это друзьям и знакомым — вам совершенно точно не стоит заморачиваться на акустике помещения и прилагать какие-либо усилия к её корректировке. Если же музыка для вас нечто большее, и вы стремитесь к постоянному развитию и совершенствованию — акустика помещений, в которых происходят запись и сведение, должна стать для вас очень серьёзной темой.

Профессиональным строительством студий звукозаписи занимаются люди, имеющие соответствующее образование/сертификаты, а так же, обладающие специфичным и дорогим оборудованием для проведения замеров акустических свойств и расчётов наиболее подходящих решений. Их услуги недёшевы, но нанимая таких людей вы будете уверены, что акустика ваших помещений будет максимально эффективной (принимая в расчёт всё, от имеющейся у вас аппаратуры, до жанров музыки, которые вы будете выпускать на студии).

На практике же, большинству музыкантов вполне по-силам самим добиться приемлемых результатов звучания, то есть, просто скорректировать акустические характеристики помещения. Очень хорошо об этом пишет Филип Ньюэлл в своей книге «Звукозапись: акустика помещений». Однако, в силу различных причин, не у всех есть возможность потянуть его рекомендации.

В следующих частях этой статьи мы рассмотрим практические моменты коррекции акустических свойств помещений для домашней студии. Выясним с помощью чего лучше всего проводить замеры импульсных откликов, как рассчитывать положение мониторов, микрофонов и другого оборудования, а так же попробуем разобраться какие материалы лучше всего использовать для достижения максимального результата.

WELCOME!

Sound Theory — сообщество музыкантов, звукорежиссёров, продюсеров, саунд дизайнеров и всех, кто любит не только слушать музыку, но и создавать её. Заходите, располагайтесь, читайте и комментируйте. Будет интересно!

Наша группа ВКонтакте: http://vk.com/sound_theory