Июн 27, 2010

Проект «Домашняя Студия» (часть 5 — микшерные пульты)

home studio

Проект «Домашняя Студия» — это небольшой цикл заметок о том, как в домашних условиях добиться максимально возможного качества звучания материала, при этом — по возможности свести к минимуму затраты. Да, на эту тему было написано немало статей, поломано немало копий, но, не смотря на это, на музыкальных форумах постоянно продолжают появляться топики от начинающих музыкантов, с просьбами посоветовать то или иное решение для домашней записи. А значит — тема остаётся актуальной и, по-видимому, ещё недостаточно раскрытой.

Маршрутизируй это

На сегодняшний день ни одна, даже домашняя и самая маленькая, студия звукозаписи не сможет обойтись без микшерного мульта. Микшерный пульт — это многофункциональное устройство для микширования и суммирования нескольких аудио сигналов. Пульт остро необходим в тех ситуациях, когда мы имеет несколько микрофонов или электромузыкальных инструментов, сигналы с которых необходимо усилить, объеденить, обработать и подать на какое-либо устройство (усиления, либо записи).

Микшерные пульты бывают пассивными и активными. Пассивные микшерные пульты можно использовать только в случае микширования сигналов достаточно высокого уровня (например — линейной записи с гитарного усилителя), поскольку пассивные схему могут лишь ослаблять уровень сигнала. В активных микшерных пультах имеются встроенные предусилители, а значит, они могут работать и с небольшим уровнем сигнала.

Кроме этого микшерные пульты разделяются ещё и по функциональному назначению: ди-джейские, концертные, студийые, пульты для радиовещания и прочие. Каждая из этих областей деятельности имеет свои особенности, а значит выбор микшерного пульта следует производить исходя из конкретных предназначений прибора.

Размер имеет значение

Посчитайте сколько каналов вам необходимо записывать одновременно. Бюджетные микшерные пульты, как правило, имеют до 6–8 каналов, этого более чем достаточно в большинстве случаев. Кроме того, в целях экономии денег, имеет смысл присмотреться к моделям, у которых вместо фейдеров используются круговые потенциометры, они стоят существенно дешевле.

Расчитыва количество каналов, необходимых для одновременной записи всех инструментов, не забывайте о том, что некоторые из инструментов выдают моно звук, а некоторые стерео, это тоже должно быть учтено. Так, например, вокал всегда записывается в моно, равно как и гитары. А, вот, аналоговый синтезатор, например, уже должен звучать в стерео.

mixing console

 

Классический аналоговый микшерный пульт на 24 входа с процессором эффектов

Цифра VS аналог

Микшерные пульты бывают цифровыми и аналоговыми. Цифровые пульты легко подключаются к комьютеры через цифровые входы/выходы, они имеют моторизированные фейдеры, запоминают настройки, имеют несколько слоёв на один канал, и при использовании в студийной работе, конечно же удобнее, чем аналоговые. Вот только и стоят цифровые пульты на породяк дороже своих аналоговых собратьев, что в значительной степени затрудняет их использование в бюджетных домашних студиях.

Опять же, если пульт планируется использовать на выездных концертах для живого звука — лучше брать аналоговый, ибо в цифровом микшере вряд ли получится оперативно менять кучу параметров и эффектов (особенно назначенных на один регулятор).

На что обращать внимание?

Какие параметры/характеристики следует учитывать при выборе микшерного пульта? На что смотреть в первую очередь, а чем можно пренебречь? Ответ на эти вопросы гораздо проще чем кажется, а всё потому, что наиболее важные разъёмы и органы управления пульта всегда находятся на виду, и именно они в конечном счёте определяют выбор пользователя. Итак, рассмотрим их несколько детальнее.

Количество каналов — основной и главный параметр любого микшерного пульта. Определяет максимальное число каналов, притом, стерео каналы считаются за 2. 12-ти канальный микшерный пульт может иметь 12 моно, или 8 моно и 2 стерео, или 4 моно и 4 стерео входа. Обратите на это особое внимание, прежде чем сделать выбор.

Виды разъёмов на входах. Обычно это микрофонные TRS либо «джек» ¼». Эти входы могут быть балансные или небалансные. Лучше, конечно, первые, они позволяют существенно снизить уровень помех.

Регулировки. Любой, мало—мальски серьёзный микшерный пульт должен обладать следующими канальными регулировками: 3-х полосный (как минимум) эквалайзер (желательно с возможностями выбора центральной частоты и ширины полосы пропускания), регулятор посыла на шину AUX (желательно с возможностью предпрослушивания необработанного сигнала), регулятор наложения эффектов (при условии наличия встроенного DSP с эффектами), ругулятор панорамы. Полезными так же бдут кнопки среза низких частот на микрофнонных входах и аттенюаторы на линейных.

mixing console
Органы управления классического микшерного пульта

Смотрим на прилавки

Лезть в дебри всех технических параметров микшерных пультов, я лично, смысла не вижу, в большинстве своём они практически одинаковы. Вместо этого, я подробней остановлюсь на обзоре конкретных фирм и моделей, чтобы сориентировать вас в этой области.

Solid State Logic (SSL). Чтобы хорошо ориентироваться в микшерных пультах, их нужно сравнивать. А, чтобы сравнивать — необходимо определить лидера. Таким лидером, без сомнения, является компания SSL. Назвать их продукты микшерными пультами, просто не поворачивается язык. Это консольные рабочие станции, цена на которые может доходить до $100 тыс. Ведущие мировые студии звукозаписи и аудио производства используют консоли SSL, в частности очень популярны C200HD и флагман компании — Duality SE.

03
Микшерная консоль Duality SE в студии Great City, New York

Yamaha. Спускаемся на землю после SSL. Yamaha — отличный, давно зарекомендовавший себя бренд. Эта компания первая в истории начала выпускать цифровые микшерные пульты. На сегодняшний день её продукция включает в себя очень большой модельный ряд пультов, начиная от самых маленьких, бюджетных вариантов за $200, и заканчивая вполне серьёзными продуктами, такими как 56-канальный цифровой микшер 02R96VCM.

Mackie. Очень популярная фирма среди домашних музыкантов, во многом благодаря своим младшим моделям, ориентированным, как раз на домашние и малые студии. Качество продуктов весьма приличное, а если брать в расчёт соотношение цена/качество, так вообще — почти идеальное.

Soundcraft. Практически собрат Mackie в том плане, что производит такие же бюджетные микшеры, примерно такого же качества. Soundcraft — такой же частый гость на домашних студиях пост-советского пространства и деньги свои вполне оправдывает.

TL Audio. «Промежуточный вариант», если можно так выразиться. Качество на порядок выше, чем у большинства фирм, притом, в линейке есть настольные варианты, сравнительно небольшой стоимости (самый младший 8/2 микшер обойдётся примерно в $4 тыс.). Самое оно для тех, кому нужен настоящий тёплый, аналоговый звук, но на SSL не хватает.

Behringer. Ну и, конечно же, нельзя обойти вниманием этого «всенародного любимца». Микшерные пульты Behringer, серии XENYX и EuroDesk — пожалуй, самые популярные в мире. В студиях (больших, коммерческих) они, конечно, не используются, ибо объективно — не тот уровень. Но, в домашних студиях, клубах и на концертных площадках это частые гости. Бытует распространённое мнение, что, якобы, продукция компании Behringer очень низкого качества, и брать её не стоит ни при каких обстоятельствах. Уж не знаю откуда это мнение пошло, но я встречал очень много людей, которые начитавшись таких вот отзывов, кричали, что «Беринджер — это гадость, он не звучит. И вообще это напрасная трата денег», а на деле — даже ни разу не слышали ни одного продукта этой марки. Не забивайте себе голову глупыми предрассудками. Я работал с пультами Behringer, и могу с полной уверенностью сказать, что свои деньги они оправдывают, и звучат, как минимум, не хуже, чем Mackie, Soundcrast, Phonic или Eurosound.

Разные модели почти всех этих марок можно посмотреть, сравнить и, при желании купить в магазине «Фонофактура».

WELCOME!

Sound Theory — сообщество музыкантов, звукорежиссёров, продюсеров, саунд дизайнеров и всех, кто любит не только слушать музыку, но и создавать её. Заходите, располагайтесь, читайте и комментируйте. Будет интересно!

Наша группа ВКонтакте: http://vk.com/sound_theory