Мар 29, 2010

Запись и обработка вокала в домашних условиях

запись вокала, vocal recording

Увлечение музыкой сейчас становится очень популярным среди молодёжи. Только с начала 2000-х годов появилось чуть ли не столько же молодых артистов и исполнителей, сколько их было за весь ХХ век. Большинство из тех, кто только начинает этот путь, занимаются музыкой дома, на обычном домашнем компьютере. Этому способствуют и производители специализированного оборудования: практически у каждой торговой марки сейчас есть линейки бюджетных товаров, ориентированных на домашних музыкантов.

В этой статье я попробую рассказать и наглядно показать то, что запись и обработка вокала сегодня вполне доступна в обычных, домашних условиях, без каких-либо специализированных и дорогостоящих средств.

Вокалист — звезда!

Как говорил известный звукорежиссёр и продюсер, обладатель премии Грэмми — Чарльз Дай: «Любой вокалист, независимо от того как он поёт и каков его уровень, в песне должен звучать как звезда первой величины!». И это — очень справедливое высказывание, потому, что если в композиции присутствует вокал — он всегда является главным и ведущим инструментом. Голос в песне наиболее критичен к восприятию на слух и поэтому звучать он должен максимально естественно (если, конечно, иного не требуют особые художественные замыслы). Помимо человеческого фактора (тембра голоса, динамического и частотного диапазона вокалиста и т.д.), существуют и чисто технические моменты, которые должны быть соблюдены если вы хотите получить плотный, хорошо звучащий вокал в своей песне. Итак, с чего же мы начинаем?

Шаг 1. Запись вокала.

— Используйте хороший микрофон (хороший — не значит супер-дорогой). Тут всё зависит в первую очередь от вокалиста (его тембра) и стиля музыки в котором он работает. Если вы записываете мягкий R’n’B или Soul-вокал — вам больше подойдёт конденсаторный микрофон, передающий все, даже самые мельчайшие нюансы звука. Если вы пишите сильный, динамичный вокал, скрим или гроул, наиболее предпочтительный выбор здесь — динамический микрофон. Он имеет меньший динамический диапазон и более мягкие высокие частоты, но зато, более устойчив к перегрузкам, чем конденсаторный микрофон.

Также, при выборе микрофона имейте в виду, что конденсаторные, электретные и ламповые микрофоны — очень чувствительны. И если у вас акустически неподготовленное помещение, улица с оживлённым движением за окном или шумные соседи, ваш наилучший выбор — это динамический микрофон.

— Размещайте микрофон на правильном расстоянии от исполнителя. Во-первых: это обусловлено недопущением перегрузки сигнала. Многие вокалисты предпочитают петь «уткнувшись» в микрофон. Отсюда — нежелательные призвуки в записи (придыхание, чмоканье и т.д.). Чтобы этого не происходило — всегда используйте поп-фильтр. Он установит минимальное расстояние до микрофона и убережёт от «плевков» на буквах «Б» и «П», которые очень трудно будет убрать на стадии обработки. Во-вторых: расстояние от исполнителя до микрофона должно быть подобрано таким образом, чтобы минимизировать влияние помещения на запись. То, что записывает микрофон — это не только прямой сигнал от вокалиста, но и отражённый от стен, пола, потолка и других поверхностей. Чем меньше расстояние до микрофона, тем больше доля полезного сигнала в записи. Соответственно, микрофон нужно устанавливать таким образом, чтобы была как можно меньше слышна комната, но при этом, не настолько близко, чтобы сигнал начал зашкаливать.

Обычное расстояние от поп-фильтра до микрофона — примерно 5–7 см. а от исполнителя до микрофона — 15–25 см. В некоторых случаях помогает размещение микрофона чуть выше или чуть ниже рта исполнителя, например на уровне носа.

— Записывайте максимально «сухой» сигнал. На этапе записи вокала наша цель — получить как можно более естественный голос, а значит, не нужно использовать никаких эффектов. Все обработки лучше отложить до стадии микширования, потому как потом вы уже не сможете хорошо очистить вокал, изначально записанный с реверберацией.

Лучше сразу получить хороший звук, чем потом бороться со всякими артефактами и огрехами записи.

— Записывайте такое количество дублей, которое вам нужно. Сразу же забудьте фразу «Сойдёт, на сведении поправим». Нет! Если вам кажется, что тот или иной дубль по каким-то причинам не подходит — сразу же переписывайте его. Это правило касается не только ведущих вокалов, но и всех бэк-вокальных партий.

В современной коммерческой музыке, когда при микшировании в проекте присутствуют от 30 до 90 бэк-вокальных партий — это нормально.

Шаг 2. Подготовка к сведению.

— Удаление шумов и лишних артефактов. Прежде чем начинать непосредственно обработку вокала, необходимо произвести его предварительную подготовку. Если на записи присутствуют нежелательные шумы, щелчки, наводки от электросети и т.п. — их нужно удалить. Существуют специальные программы для удаления как широкополосных шумов, так и случайных, кратковременных артефактов.

Из самых результативных инструментов для борьбы с шумом наиболее пригодны: пакет Restoration от Waves и приложение iZotope RX.

— Размещение записей в проекте. Основной ведущий вокал всегда располагается в центре панорамы. Бэк-вокалы, для обеспечения большей плотности, разводят по краям панорамы. Более низкие по тембру партии помещают ближе к центру, более высокие — ближе к краям.

Шаг 3. Сведение вокала.

— Эквализация. Эквализация — один из самых сложных и трудоёмких процессов при обработке вокала.

Обрезные фильтры низких частот должны стоять на каждой дорожке. Для ведущего вокала они обычно применяются с достаточно крутой частотой среза, примерно от 60–80 Hz, для того, чтобы удалить ненужные низкочастотные компоненты, которые впоследствии могут дать нежелательную «мутность». Для бэк-вокалов обрезные фильтры устанавливаются с более мягкой частотой среза (12–24 dB/oct) от 200–300 Hz для того, чтобы освободить место в области частот низкой середины для основного вокала.

«Гнусавость» вокала (носовая частота) может очень часто возникать из-за плохой акустики помещения и, как следствие, вызванными этим резонансами. Находится эта «гнусавость» в диапазоне низкой середины (120–350 Hz) и удаляется узкими bell-фильтрами параметрического эквалайзера с большим значением Q-фактора.

«Разборчивость» вокала находится в диапазоне средних частот. Как правило — начиная с 2 kHz для низких мужских голосов и с 3 kHz для высоких, женских. Чтобы повысить разборчивость вокала эти частоты нужно поднять широким bell-фильтром.

Эффект «открытости» вокала даёт небольшое увеличение shelf-фильтром частот от 10 kHz.

— Компрессия. Компрессия вокала — так же весьма деликатный процесс. Для этого желательно применять компрессоры, имеющие переключатель «soft knee». Он позволяет в достаточной степени компрессировать сигнал, не делая его при этом искусственным.

Если вы хотите сгладить динамику вокала, сделать его более мягким и ровным — устанавливайте быстрое время атаки, чтобы компрессия начиналась сразу, ratio в пределах 1,8–4 (подбирается сугубо индивидуально и на слух), время восстановления (release) — около 100–500 мс. (так же — на слух).

Если же, напротив, хотите добиться эффекта агрессивного, «цепляющего» (bite) вокала — устанавливайте большее время атаки компрессора (от 20 мс.), чтобы начальные пики сигнала проходили через него как есть. Степень компрессии (ratio) в этом случае может быть повышена вплоть до 12:1.

Компрессоры, де-факто ставшие стандартами в обработке вокала — это знаменитые UREI 1176, Teletronix LA2A и LA3A. Стоят они очень дорого для того, чтобы начинающий музыкант смог себе позволить использовать их дома, но, к счастью, есть вполне достойные софтовые эмуляции этих замечательных устройств.

Compressor UREI 1176

UREI 1176: UAD 1176LN (для платформы UAD), Stillwell Rocket, Antress Seventh Sign (free), Softube FET Compressor и Waves CLA-76 (Native).

Compressor Teletronix LA2A

Teletronix LA2A и LA3A: UAD LA-2A (для платформы UAD), Waves CLA-2A, Waves CLA-3A, Antress Lost Angel (free), T-Rack3 Opto, Softube TT, TBT Audio’s 2095–LA, 3127-LEA (free) (Native).

— Психоакустическая обработка. К психоакустическим приборам и эффектам относятся эксайтеры (exciter), энхейсеры (enhancer), виталайзеры (vitalizer) и максимайзеры (maximizer). По-сути, все они являются возбудителями гармоник с какими-либо дополнительными функциями, как то: раздельная регулировка усиления низких и средних частот, расширение стереобазы, коррекция тембра звука и др. Говоря простым, понятным языком, психоакустические приборы используются для получения более острого, чистого, чёткого звучания. Однако, использовать их стоит лишь в малых дозах, чтобы звук на выходе оставался естественным.

— Дополнительная обработка. Слушая запись на своих мониторах, мы можем ощущать звук лишь в двумерном пространстве. Относительно системы координат, по ОХ у нас будет высота тона, по ОУ — положение панорамы. Однако, есть эффекты, позволяющие добавить звуку третье измерение, так называемую «глубину» и «объём». С помощью этих эффектов мы можем отдалить или приблизить какой-либо звук к слушателю. И без них любая запись будет звучать неестественно.

Реверберация (reverb). Первый и самый главный из таких эффектов — это реверберация, проще говоря — эхо. Моделирование отражение звука от каких-либо поверхностей. Реверберация бывает нескольких типов:

Hall (зал) — имитирует акустику концертного зала. Глубокая реверберация с большим временем затухания. Субъективно как бы отдаляет источник звука от слушателя.

Room (комната) — реверберация небольшого помещения. Подходит для применения к акустическим инструментам в камерной атмосфере.

Live (Stage) — имитирование живого выступления на сцене, считается, что данный тип реверберации хорошо подходит для солирующих инструментов.

Plate (пластина) — симуляция плоской электромеханической реверберации металлической пластины. Применяют для вокала и ударных инструментов.

Spring (пружина) — lo-fi реверберация, имитирует пружинную электромеханическую конструкцию.

Chamber (эхо-камера) — имитация помещения для записи реверберации.

Gate (гейт, шлюз) — реверберация с отрезанием конечной фазы затухания. Придаёт звуку некий динамичный характер и используется для ударных инструментов и, в частности, для барабанов.

Reverse (реверс) — тип искусственной реверберации с инвертированной огибающей, т. е. она сперва плавно нарастает, затем резко обрывается. Подобный эффект может быть получен путём инвертирования звука в редакторе, применения к нему обычной реверберации и обратному инвертированию. В этом случае реверберация начинается ещё до старта основного звука. Специфичный эффект, иногда используется для вокала.

При использовании реверберации помните несколько простых правил:

  • Чем дальше позиционируется источник звука — тем больше должен быть параметр Pre-delay в ревербераторе.
  • Чем дальше от слушателя звук — тем меньше высоких частот в этом звуке. Соответственно, если хотите отдалить, например, бэк-вокальные партии — срезайте шельфовым фильтром высокие частоты в хвосте ревербератора.

Делэй (delay). Задержка сигнала или многократное его повторение. Делэй обычно синхронизируется с темпом песни, но иногда, на вокальных партиях ставится короткая задержка (до 100 мс) для их большего уплотнения.

Хорус (chorus). Хорус — это эффект, имитирующий многоголосое исполнения с помощью копирования и небольшого изменения исходного звука. Хорус просто несколько раз воспроизводит поданный на вход звук с разной задержкой, панорамой, громкостью и питчем. Это бывает очень полезно при работе с «жидким», писклявым вокалом.

  • Моя первая серьёзная статья по звукорежиссуре, написана была очень давно, может быть поэтому слегка растянута… пытался рассказать сразу обо всём, объять необъятное, так сказать.

WELCOME!

Sound Theory — сообщество музыкантов, звукорежиссёров, продюсеров, саунд дизайнеров и всех, кто любит не только слушать музыку, но и создавать её. Заходите, располагайтесь, читайте и комментируйте. Будет интересно!

Наша группа ВКонтакте: http://vk.com/sound_theory