Янв 23, 2011

Обработка гитар в рок-музыке

Гитары в рок-композициях — это то же самое, что саксофон в джазе. С той лишь разницей, что джаз без саксофона бывает, а, вот, рока без гитар — нет!

Сюда же относится и вся остальная уйма музыкальных жанров, вышедших из классического рока. И если с предыдущими заметками было по-проще (звучание ударных хоть в какой-то степени унифицировано), то с гитарами будет намного сложнее в силу огромного числа различных примочек, эффектов и приборов, которые и формируют звук электрогитар в современном роке.

Выстраивать звук гитар для своей композиции нужно начинать ещё задолго до начала самой записи. Этот самый звук сначала нужно представить в своём воображении. Опытный музыкант, начиная работу над новым материалом, уже знает как на этот раз будут звучать его ритм-гитара, соло-гитара, знает сколько гитарных партий будет в его песне, знает как они будут расположены, где они будут звучать по-отдельности, а где — все вместе.

В этой статье мы рассмотрим обработку электрогитар в рок-композиции на примере отдельно взятого микса.

Итак, приступим

Давайте посмотрим на скриншот. Как видите в нашей композиции присутствуют 4 трека электро-гитар: две с мощными акордами, одна — ритм, с блюзовым оттенком и одна — lead. Все вместе они формируют звучание аранжировки в целом.

(307.55 Kb, 1920x1040)

Для того, чтобы гитары не мешали друг другу и не образовывали сплошной непонятной каши — все они спанарамированы таким образом, чтобы у каждой из них было своё пространство в миксе. Гитары с мощными аккордами PwrGtr1 и PwrGtr2 разведены в разные стороны панорамы на 70% и 50% соответственно. Блюзовая ритм-гитара (ElecGtr) сдвинута до конца вправо, а Lead-гитара — на 30% влево, чтобы освободить место в центре для ударных и баса, но в то же время — не потерять энергию этой гитары, сосредоточив её недалеко от центра панорамы.

(267.87 Kb, 1920x1040)

Рассматривать в отдельности каждую гитару просто не имеет смысла, их обработка во многом схожа, то есть подчиняется одним и тем же принципам и законам. Вот некоторые из них:

  • Всегда используйте обрезной hi pass фильтр, чтобы убрать лишний гул электрогитар, и освободить место для баса. На какой частоте использовать этот фильтр? Вот это уже вопрос субъективный. Всё зависит от конкретного материала. Как-правило — это 100–150 Гц, однако, даже в этом миксе обрезной фильтр на канале ElecGtr стоял на 500 Гц так как я захотел сделать звучание этой гитары более тонким.
  • Если гитара звучит слишком гулко и «бубнит», а увеличение частоты среза обрезного фильтра лишь гробит оригинальный звук — попробуйте воспользоваться обычным bell-фильтром со средним или малым значением Q, установив его в районе 300 Гц и слегка ослабив эту область нижней середины.
  • Область средних частот, а именно — 3000 Гц так же имеет очень важное значение для гитар. Если вам нужно больше остроты — увеличьте её bell-фильтром со средним или большим значением Q. Если нужно больше прозрачности — напротив, ослабьте.
  • «Присутствие» или «яркость» гитар обычно располагается в области 6 кГц, а «искрение» — 10 кГц. По сути, всё, что выше 8–9 кГц у гитар — это шум. Для соло-гитар это очень важная часть полезного сигнала, который придаёт завершённость их звуку. Для ритм- и background гитар можно воспользоваться обрезным low pass фильтром, чтобы этот шум не мешал остальным инструментам.

Пространство гитар образуется с помощью трёх ревербераторов и одного дилея. Почем три ревербератора? — спросите вы. — Для более реалистичной сцены и глубины.

Представьте себе такую картину: прямоугольная комната, вы стоите у одной из её коротких сторон строго посередине. Перед вами стоят два гитариста, первый — в 3-х метрах от вас и на два шага влево, второй — в 5-и метрах и на 4 шага вправо. В соответствии с законами акустики, отражённые волны звука, которые мы и называем реверберацией, от двух этих гитаристов никак не могут быть одинаковыми и достичь вас строго в одно и то же время. Тот, что дальше — обязательно будет создавать больше отражений и будет иметь бОльшую задержку.

Именно поэтому, если вы хотите построить в вашем миксе максимально реальную стереокартину, вам никак не обойтись одним ревербератором для всех инструментов.

В данном случае все ревербераторы, использованные мною, имеют предустановку «Medium Room», от которой уже и накручивались их параметры.

Вы можете послушать сухой (dry) и обработанный (wet) миксы, чтобы оценить разницу:

guitar-session-dry

guitar-session-wet

WELCOME!

Sound Theory — сообщество музыкантов, звукорежиссёров, продюсеров, саунд дизайнеров и всех, кто любит не только слушать музыку, но и создавать её. Заходите, располагайтесь, читайте и комментируйте. Будет интересно!

Наша группа ВКонтакте: http://vk.com/sound_theory