Этапы сведения композиции

этапы сведения

Разные люди обычно по-разному делают одну и ту же работу. Кто-то начинает с главного, постепенно переходя к мелочам, кто то, наоборот, сначала формирует детали, окружение, а уже потом переходит к сути. На мой взгляд, от разности подходов конечный результат никак не зависит. Он зависит исключительно от опыта и профессионализма людей, которые этим делом занимаются.

Тем не более, мне всегда было интересно узнать как другие микс-инженеры подходят к работе с музыкой. Я очень много разговаривал с ними на этот счёт, читал книги, обзоры, автобиографии, смотрел видео, в общем, впитывал знания как мог. И, вот, настало время и мне поделиться тем, как я сам подхожу к сведению музыки. Надеюсь, кому-то это будет интересно.

Итак, первое, что я делаю, начиная работу над новым материалом, ещё до того, как загружаю мультитрек в DAW — я настраиваю параметры проекта. Я выставляю темп, музыкальный размер, указываю битность и частоту дискретизации. Обычно я работаю с параметрами 24bit 44.1Khz. Это качество вполне устраивает и меня, и музыкантов с которыми я работаю. Повышать битность или разрядность, я для себя лично, смысла не вижу. На слух это будет практически не отличимо, а ресурсов будет расходоваться намного больше.

Настроив параметры проекта я загружаю мультитрек в DAW. Обычно в материале, с которым я работаю, все треки проекта начинаются с одного такта, это намного сокращает время предварительной настройки — нет нужды подгонять треки и искать в каком месте, какой фрагмент играет. Если какой-то трек имеет лишь пару нот, сыгранных в одном месте песни, я удаляю всё лишнее, чтобы чисто визуально не загромождать workspace. Затем я расставляю треки в удобном мне порядке: я привык, чтобы сверху вниз шли ударные, бас, ритмические инструменты, фоновые инструменты, дополнительные звуки или эффекты, и в самом конце — вокал. Я раскрашиваю отдельные треки или их группы в разные цвета, чтобы быстро находить их в окне проекта, это действительно очень удобно!

Когда все треки проекта структурированы — я настраиваю роутинг: добавляю групповые шины, завожу на них связанные треки (например Top и Bottom Snare, или левый и правый дубли гитары и т. д.). Об этом лучше позаботиться заранее, чтобы не отвлекаться впоследствии. Сведение — творческий процесс, и, потому, все чисто технические аспекты я выполняю в самом начале, чтобы потом не сбиваться с рабочего настроя. Групповые шины тоже могут объединяться в другие шины, например: я заводу на одну шину Top и Bottom Snare, на другую — все том-томы, на третью — левый и правый треки оверхедов, а потом отправляю их на общую шину ударных.

После того, как роутинг в проекте будет настроен, я перехожу непосредственно к микшированию: я выставляю необходимые уровни громкости для каждого трека, регулирую панораму, создавая виртуальное пространство трека. Я люблю большое, объёмное звучание, поэтому я часто панорамирую какие-то инструменты полностью в левый или правый канал. Но, отправляя звук одного инструмента в левый канал, я всегда уравновешиваю его другим звуком, который отправляю в правый канал. На этом этапе я добиваюсь того, чтобы микс звучал максимально прозрачно, но в то же время, собрано. Я делаю так, чтобы каждый звук хорошо прослушивался в тот или иной момент песни. Безусловно, ведущий вокал — это главный элемент любой композиции, вокруг него строится весь остальной звук.

Закончив с микшированием и панорамированием, я перехожу к черновому сведению. Я настраиваю обрезные фильтры низких или высоких частот для того, чтобы дать больше пространства инструментам, создаю FX-каналы с реверберацией, дэлеем и другими эффектами. Обычно на этом этапе я использую канальные эквалайзеры в Cubase либо самые простые — WavesQ в Studio One, стандартные реверы и дэлеи. Моя задача — сформировать общую картину, чтобы понять, что именно нужно тому или иному звуку.

Когда черновой микс сформирован, я приступаю к основному сведению. Я заменяю канальные эквалайзеры на более серьёзные, добавляю динамическую обработку, меняю реверы и эффекты. Это — основная часть работы, на этом этапе я создаю основной звук таким, каким он будет в финальном варианте песни. Вся работа происходит в той же последовательности, в какой я располагал треки в проекте: сначала я формирую звук ударных, затем добавляю к ним бас, потом ритмически инструменты и т. д. В последнюю очередь я обрабатываю вокал. Естественно, что звук гитар или фортепиано, в той или иной степени может влиять на звук ударных и баса, которые я делал в самом начале, поэтому нередко приходится возвращаться к этим трекам и вносить необходимые коррективы.

После того, как заканчивается основной этап сведения, я внимательно слушаю и анализирую результат. Если нужно — я добавляю что-то ещё. Что то, что не будет кардинально менять имеющийся звук, но добавит ему определённый характер, например: дисторшены в посылах, сатураторы и т. п. Это — заключительный этап, звук приобретает жизнь, какую-то особенность, изюминку.

Окончательный вариант я всегда сохраняю в нескольких вариантах: полный трек, акапелла, инструментальная версия, только ударные, только гармония и т. д. Это может очень пригодиться в будущем.

WELCOME!

Sound Theory — сообщество музыкантов, звукорежиссёров, продюсеров, саунд дизайнеров и всех, кто любит не только слушать музыку, но и создавать её. Заходите, располагайтесь, читайте и комментируйте. Будет интересно!

Наша группа ВКонтакте: http://vk.com/sound_theory